|
Рябушинский
Николай Павлович - собиратель русской и западноевропейской
живописи, антиквар. Происходил из известной семьи Рябушинских. После
смерти отца вышел из состава "Товарищества мануфактур П.М. Рябушинского
с сыновьями" и, получив свою наследственную долю родительского богатства,
с головой погрузился в мир московской
богемы. Рябушинский Н.П. связал свою меценатскую деятельность с
отечественным изобразительным искусством. Он стремился стать
организующим центром символизма, поднять его значение и авторитет в
художественно-культурной жизни Москвы. Перед ним был пример Дягилева С.П.,
и Рябушинский Н.П. решил выступить в роли преемника петербургского
мецената и продолжить традицию "Мира искусства" Дягилева С.П. Он решил
организовать выпуск художественного иллюстрированного журнала под
названием "Золотое руно". Участвовать в этом проекте Рябушинский Н.П.
пригласил: Сомова К.А., Лансере Е.Е., Остроумову, Бакста Л.С., Бенуа А.Н.
Все они были выпускниками Московского училища живописи, ваяния и
зодчества. Дебютом группы стала выставка "Алая роза", состоявшаяся в
апреле 1904-ИН 1904 в Саратове. Редакция журнала
"Золотое руно" размещалась на Новинском бульваре, близ особняка Шаляпина
Ф.И. журнал имел большой формат, печаталось золотым шрифтом в две
колонки - на русском и французском языках. Журнал блистал качеством
иллюстраций. Это было дорогое издание, годовая подписка стоила 15 руб.
Однако расходы на выпуск журнала не окупались, и Рябушинскому Н.П.
приходилось большую часть возмещать из собственных средств. К к.1906
доход от продажи "Золотого руна" составил 12 тыс.руб., а расходы
превысили - 80 тыс. В 1907 оформление журнала изменилось: меньше стал
формат, исчез перевод на французский язык, сократилось число
иллюстраций. Подражая Дягилеву С.П., Рябушинский Н.П. старался следовать
по его стопам и в организации и устройстве художественных выставок.
Первым его опытом на этом поприще была выставка "Голубая роза". Выставка
открылась 18 марта 1907 в доме на Мясницкой.
Выставка стала сенсацией в московском мире искусства. В выставке
участвовали шестнадцать художников: Кузнецов, Уткин, Судейкин, Сапунов
Н.Н., Сарьян М.С., Н. и В. Милиоти, Крымов, Арапов, Феоктистов,
Фонвизин, Дриттенпрейс, Кнабе, скульпторы Матвеев и Бромирский. Всех их
связывала общность эстетических принципов. После "Голубой розы" была
организована еще серия выставок, устраивавшихся при финансовой помощи
Рябушинского Н.П. и под маркой его журнала. К к.1909 издатель "Золотого
руна" разорился. Несомненно, не окупающиеся расходы, связанные с
журналом, с выставками, подорвали его состояние. Но главная причина была
не в этом. Отчаянный картёжник, Рябушинский Н.П. однажды почти полностью
проигрался. После этого он по-прежнему вращался в кругах творческой
интеллигенции, по-прежнему был причастен ко многим художественным
выставкам, но уже не в роли мецената, а в качестве рядового участника
экспозиции. В 1911 он был вынужден распродать часть своей коллекции с
аукциона. В первую очередь, были проданы картины старых европейских
мастеров, перепроданные в 1916 в Нью-Йорке, причём Рябушинскому Н.П.
удалось выкупить некоторые свои картины. Любимую часть своей коллекции -
картины русских мастеров н.XX в. - он решил сохранить. Однако пожар на
вилле "Чёрный лебедь" погубил ряд полотен. Случайно уцелел портрет
Брюсова В.Я. работы Врубеля М.А. Т.о., от коллекции осталось лишь то,
что располагалось в московском особняке Рябушинского Н. Коллекционер был
вынужден продать и своё небольшое собрание икон; их новым обладателем
стал известный собиратель Морозов А.В. Революцию 25 ОК 1917 Рябушинский
Н.П. встретил в Москве. Некоторое время он состоял на государственной
службе в качестве консультанта и оценщика произведений искусства. Его
художественное собрание было национализировано и поступило в
Государственный музейный фонд. Оттуда произведения разошлись по многим
галереям России. В 1922 Рябушинский Н.П. эмигрировал во Францию. Умер в
больнице после операции. Похоронен на Восточном кладбище в Ницце. |
|