|
Павел Михайлович Третьяков Иван
Владимирович Цветаев
Музей
постоянно присутствовал в семье Цветаевых, как цель, как труд, как
повседневная забота. Супруга профессора — Мария Александровна,
урожденная Мейн, была ближайшей помощницей мужа. Великолепно изучив
университетские музеи Франции, Англии, Германии, она сама составила
первый проект здания, взяв за образец дрезденский Альбертинум, вела всю
переписку с иностранными корреспондентами,
а умирая, завещала часть своего состояния на нужды музейной библиотеки.
Значительные средства пожертвовал и тесть Ивана Владимировича —
Александр Данилович Мейн, один из директоров земельного банка. Жертвовал
и действительный член Комитета по устройству музея историк Дмитрий
Иванович Иловайский — отец первой жены И.В.Цветаева. Помощницей, и очень
рано, стала Марина Цветаева: «К одиннадцати годам и я втянулась в
работу, а именно, по летам, когда мы все съезжались, писала отцу его
немецкие письма».
Семья
и родственники — то был ближайший круг соратников. Потом архитектор
Роман Иванович Клейн, промышленник Юрий Степанович Нечаев-Мальцев (в
Москве даже шутили: «Цветаев-Мальцев»), университетские профессора,
художники, члены Комитета: члены-учредители, оказавшие «особо важные
услуги делу музея», члены-соревнователи, «служащие пользам Комитета
своим личным трудом», а также почетные, действительные и непременные
члены. То был второй круг — Москва. Но и за пределами белокаменной у
Цветаева были союзники — в Петербурге, Нижнем Новгороде, Варшаве, Твери,
Рыбинске, Златоусте. С апреля 1894 года, когда с трибуны 1-го съезда
русских художников Цветаев обратился к москвичам с призывом жертвовать
на постройку музея, в кассу Университета, не переставая, поступали
деньги — от купцов и великих князей, священников и банкиров, гимназистов
и студентов, художников и генералов. Но даже этот колоссальный рубеж —
Россия — не замыкал замысел Цветаева, о его музее прекрасно знали в
крупнейших музеях Европы, и деятельно помогали созданию в Москве музея
мировой скульптуры в образцовых гипсовых отливах, который стал бы храмом
красоты и высшего просвещения.
Для
И.В.Цветаева музей стал тем же, чем Исаакиевский собор для Огюста Монферрана, «Явление Христа народу» — для Александра Иванова, «Толковый
словарь живого великорусского языка» — для Владимира Даля, Галерея — для
Павла Третьякова.
7
декабря 1898 года, вернувшись с похорон П.М.Третьякова, Цветаев
записал в дневнике:
«Ныне опустили в могилу на Даниловском кладбище
Павла Михайловича Третьякова, одного из больших людей, да, пожалуй,
самого большого человека в Москве. Да и в Москве ли одной? Его
деяния служат украшением и гордостью всей России. Имя его с
удовольствием произносится всеми иностранцами, побывавшими в Москве/
Где же причина такой удивительной репутации
этого человека?
Она заключается в верности служения принятой на
себя задаче, которую он поставил выше всех остальных интересов и
забот жизни.»
Третьяков был одним из
первых, к кому обратился Цветаев. Павел Михайлович откликнулся сразу, но
предупредил, что много дать не сможет, «имея нравственные обязательства
перед другими художественными учреждениями, с которыми он давно связан,
и особенно ввиду издержек по своей картинной галерее».
Точная
сумма вклада П.Третьякова неизвестна, но на его деньги была закуплена в
Риме половина всех гипсов, поступивших в музей к 1898 году.
Вообще
мысль об учреждении «Эстетического Музея» вызревала в Москве давно. Еще
княгиня Зинаида Александровна Волконская мечтала о собрании образцов
античной скульптуры, составила и программу музея, но ее порыв не
встретил отклика. Однако эта мысль нашла понимание у московской
профессуры — М.П.Погодина, С.П.Шевырева, Ф.И.Буслаева, П.Г.Герца,
П.М.Леонтьева, писателя В.П.Боткина, которые — кто своим авторитетом,
кто статьями, а кто и капиталом — утверждали в общественном сознании
мысль о необходимости подобного музея.
На
первые шаги в этом направлении ушло полвека! Только в 1889 году был
создан Кабинет изящных искусств Университета, на создание которого
завещал свое состояние Василий Петрович Боткин. А первое значительное
пожертвование на музей внесла московская купчиха Варвара Андреевна
Алексеева, — ее 150.000 рублей Цветаев назвал «началом музея».
«Звонили колокола по
скончавшемуся императору Александру III, и в это же время отходила одна
московская старушка. И, слушая колокола, сказала: «Хочу, чтобы
оставшееся после меня состояние пошло на богоугодное заведение памяти
почившего государя». В том же очерке «Отец и его музей» Марина Цветаева
вспоминала: «Так, от дверных ручек упирающегося жертвователя до завитков
колонн, музей — весь стоит на женском участии. Это я, детский свидетель
тех лет, должна сказать, ибо за меня этого не скажет (ибо так глубоко не
знает) — никто».
Русские
женщины приняли самое деятельное участие в заботах по строительству
музея: на средства А.Г.Подгорецкой были куплены копии произведений
Микеланджело, Донателло, Луки и Андреа делла Роббиа; художница
Е.Н.Самарина построила читальный зал; благодаря усилиям вел. кн.
Елизаветы Федоровны Государственная Дума приняла закон о приобретении в
государственную собственность египетской коллекции В.С.Голенищева и
передаче ее на вечное хранение в музей; вел. кн. Ольга Константиновна,
жена короля Греции Георга 1, подарила слепки архитектурных деталей
Эрехтейона и Кариатид; баронесса К.Л.Леви обогатила собрание бронзовой
копией «Врат рая» Гиберти, а Р.Л. фон Гирш — статуей Афины-Воительницы
работы Фидия. Два зала, предназначенных для греческих памятников, были
построены на средства осташковской помещицы М.К.Бенардаки; зал
Праксителя воздвигнут М.С.Скребицкой; княгиня З.Н.Юсупова пожертвовала
на Римский зал; К.Ф.Колесникова — на зал раннего христианского
искусства; А.В.Протасова — на зал итальянского Возрождения; целый зал
скульптур принесла в дар вдова выдающегося русского клинициста
Захарьина. Этот список пожертвований русских женщин очень долог.
В
одном из писем к дочери Александре П. Третьяков написал: «Моя идея была
с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось
бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях».
Профессор
Цветаев не мог построить музей на свои деньги, он мог стать только живым
кошельком, копилкой для пожертвований. А это — труд ох какой тяжкий,
изнурительный, унизительный и деликатный, он может дать человеку веру в
людскую доброту, но может и растоптать ее.
«Носороги и носорожища
России из купечества не идут к нам, — Христос с ними. — Пишет Иван
Владимирович архитектору Клейну 25 марта 1898 года. — Пусть лица
иностранных фамилий, при закладке Музея, в качестве членов Комитета
окружают особу Государя, а детки Китов Китычей смотрят на церемонию за
оградой или, напившись допьяна с досады, пусть «фрондируют», уехавши от
стыда на этот день из Москвы. Что делать? Ходят они в смокингах и
фраках, но внутри носороги-носороговичи. Обойдемся и без них. Тем
сильнее будем теперь вести агитацию в «немецкой» Москве. На Савву
Морозова и М. Ф. Морозову, его многомиллионную родительницу, нет более
никаких надежд: «мы-де мужики, ответила она Колесникову, зачем нам
Музей?»
Иван
Владимирович надеялся получить от московского купечества щедрые
ежегодные ассигнования, однако же эта затея лопнула, как хлопушка, о чем
профессор сердито засвидетельствовал в дневнике:
«Люди колоссальных
«громовых» или «темных», как говорят в здешнем купечестве, богатств и
лица, известные своею щедростью на приобретения произведений искусства и
живописи, в частности, уклонились, под тем или другим предлогом, от
материальной помощи новому Музею. Отказала и Ел. Ал. Баранова с
сыновьями, под предлогом своих больших расходов по фабрике... Отказала,
даже на письмо не ответивши, Мар. Фед. Морозова...» Отказали Савва
Морозов и Сергей Тимофеевич Морозовы, Арсений и Иван Абрамовичи
Морозовы, старшина московского купечества Сергей Булочкин, крупнейший
торговец железом Лев Готье, богатейший мануфактурщик Василий Хлудов,
миллионщик Савва Мамонтов.
Рухнула
и другая финансовая подпора — воспользовавшись именем Александра III,
привлечь к ассигнованию дворян почти сорока центральных губерний (по 500
руб. ежегодно от губернии). Само собой, и казна не желала финансировать
строительство музея. Министр финансов С. Ю. Витте отказал в поддержке,
резко заметив, что «народу нужны хлеб, да лапти, а не Ваш музей». Но под
давлением великих князей и самого государя субсидии в размере 200 тысяч
были получены. Еще 300 тысяч соизволил дать сам Николай II.
Умение
убедить человека пожертвовать средства на благотворительность —
особенный талант. Как, впрочем, и способность отдавать, жертвовать,
дарить. Профессор Цветаев в совершенстве овладел наукою «ловли
жертвователей», в чем ему много и изобретательно помогал архитектор
Роман Иванович Клейн — человек светский, деликатный, радушный, он был
вхож во все круги московской знати, ибо строил для нее особняки,
загородные усадьбы, да и какой же москвич не знал построенные им Средние
торговые ряды между Ильинкой и Варваркой, магазин Мюр и Мерилиз,
Бородинский мост.
Удачу,
как это часто случается, принесло не то, что кажется беспроигрышным
верняком, а мысль фантастическая — увлечь филантропов идеей именных
залов: дав средства на строительство целого зала, меценат мог назвать
его своим именем. На следующий же день после первого заседания Комитета,
где был оглашен устав с этим пунктом, великие князья Сергей
Александрович и Павел Александрович приняли на себя стоимость
строительства зала Парфенона. И это было лишь начало! Банкир Лазарь
Соломонович Поляков пожертвовал на Греческий зал, Михаил Абрамович
Морозов, один из владельцев Тверской мануфактуры, воздвиг зал Афродиты
Милосской и Лаокоона, издатель газеты «Московские ведомости» Николай
Иванович Пастухов построил зал древнегреческих надгробных рельефов,
московский промышленник П.Г.Шелапутин — зал Лисиппа. Самое
замечательное, что никто из пожертвователей не воспользовался правом
увековечить имя собственное, но назвал построенный им зал именем
родителей и предков (зал братьев Арманд, зал И. К. Прове, зал
З.Н.Юсуповой-Сумароковой), отца (зал М.С.Скребицкой), мужа (зал А. В.
Протасовой) или в честь особ императорской фамилии (зал имп. Марии
Федоровны, зал имп. Александры Федоровны — оба сооружены нижегородским
купцом И.М.Рукавшниковым; зал цесаревича Алексея Николаевича — построен
супругами Колесниковыми; зал вел. кн. Владимира Александровича — устроен
на деньги М.Н.Журавлева из Рыбинска).
Да,
идея именных залов оказалась счастливой. Но трижды счастливее стала
встреча И. В. Цветаева с Ю. С. Нечаевым-Мальцевым, одним из самых
богатых и щедрых россиян. История его богатства звучит, как святочный
рассказ: скромный толковый служащий у своего родственника Сергея
Ивановича Мальцева, он неожиданно очутился его единственным наследником,
хозяином стекольных заводов в Гусь-Хрустальном, земель, лесов,
торфоразработок, миллионных капиталов. Очень скоро Нечаев-Мальцев
(вторую часть фамилии Юрий Степанович прибавил по разрешению Сената)
стал известен, как меценат, покровитель наук и искусств, его
благотворительная деятельность была отмечена избранием почетным членом
Московского университета, почетным членом Академии художеств,
президентом Петербургского Общества поощрения художников. «Один такой
покровитель Музея стоит мне целого десятка московских купцов и бар,
сношения с которыми подчас так тяжелы, утомительны и бесплодны», —
признавался Цветаев в дневнике. Эту запись будто цветными карандашами
разрисовывает Марина Цветаева: «Не знаю почему, по непосредственной ли
любви к искусству или просто «для души» и даже для ее спасения (сознание
неправды денег в русской душе невытравимо), — во всяком случае, под
неустанным и страстным воздействием моего отца (можно сказать, что отец
Мальцева обрабатывал, как те итальянцы — мрамор) Нечаев-Мальцев стал
главным, широко говоря — единственным жертвователем музея, таким же его
физическим создателем, как отец — духовным. (...) Музей Александра III
есть четырнадцатилетний бессребреный труд моего отца и три мальцевских,
таких же бессребреных миллиона».
Справедливости
ради, вторым в триумвирате отцов-основателей музея надо назвать Романа
Ивановича Клейна. Окончив Академию художеств в 1882 году, он был
командирован на два года в Италию и Францию, где изучал архитектуру в
самых великих образцах. Его победа в конкурсе на лучший проект музея
была только первым шагом к осуществлению замысла, по-требовавшего
пятнадцать лет неустанной работы, поездок по всей Европе, досконального
изучения архитектуры Египта и Ассирии, Эллады и Рима, Византии, Франции,
Италии, Германии. Пожалуй, мало кто из отечественных зодчих был так
великолепно подготовлен к созданию музея, как Р.Клейн.
Иван Владимирович Цветаев.
Роман Иванович Клейн. Юрий Степанович Нечаев-Мальцев. Профессор.
Архитектор. Капиталист. Три садовника, взрастившие на пустыре
Колымажного двора дивный сад искусств, священную рощу Аполлона.
Не
все дарители дожили до 31 мая 1912 года — дня открытия музея. Почившие,
они словно подтвердили правоту слов И. В. Цветаева:
«Наша роль будет в этом деле ролью старого садовника: «Старик деревья
садит, что другому веку пригодятся».
Желание
скорее самому вкусить плоды посаженных тобою саженцев естественно. Но в
обществе всегда есть те, кто заботятся о потомках. Тот же Павел
Третьяков имел на своем попечении училище глухонемых, дарил картины
Саратовскому художественному музею, жертвовал много на стипендии
студентам университета и консерватории, учащимся коммерческого училища.
Павел Шелапутин построил гинекологический институт, классическую
гимназию, ремесленное училище. Лазарь Поляков построил в Москве синагогу
и еврейскую больницу, жертвовал на детские приюты Рязани и школы Орши.
Мария Скребицкая внесла большие суммы на стипендии ученицам городских
училищ и женщинам, изучавшим медицину. Таких благодетелей никогда и
нигде не бывает слишком много, но память о них очень крепка; они
оставляют после себя не только музеи, больницы, храмы, приюты, школы, но
преподают нам вечный нравственный урок.
Урок,
и не один, нам преподал Музей изобразительных искусств. По замыслу
И.В.Цветаева он стал одним из крупнейших в мире собраний слепков. Но с
1924 года дворец на Волхонке известен и как грандиозное собрание картин,
антимузей, набранный из украденных собраний С.М.Третьякова,
И.С.Остроухова, Д.И.Щукина, Г.А.Брокар, из ворованных коллекций
Юсуповых, Шуваловых, Строгановых, Барятинских, Мещерских, Кочубеев,
Кушелевых-Безбородко, Воронцовых-Дашковых, Морозовых. Он и сейчас прячет
золото Трои, коллекцию Кенигса, Бременскую коллекцию и Бог знает какие
еще сокровища.
Помню,
как 25 лет назад, когда я только начал изучать проблему возвращения
произведений искусства, похищенных гитлеровцами из СССР, и пришел за
советом к академику М.В.Алпатову, он так разволновался, что его жена
попросила меня уйти, а Михаил Владимирович кричал мне вслед: «Молодой
человек, вы не там ищете штурмбанфюреров! Они в министерстве культуры!»
Теперь-то я понимаю, что он имел в виду.
Прошло
четверть века. И на Волхонке появился еще один музей, о котором мечтал
Илья Самойлович Зильберштейн — музей частных собраний. И честных, что
очень важно. Он уже сейчас огромен, этот каменный ларец, полный
самоцветами. Две тысячи картин, рисунков только от И.Зильберштейна.
Вдова М.В.Алпатова передала сюда библиотеку и архив мужа, М.И.Чуванов —
русские иконы, Ф.Я.Сыркина — собрание живописи, графики, скульптур
Александра Тышлера, Е. Б.Пастернак — работы Леонида Пастернака,
С.Т.Рихтер — живопись «Бубнового валета», французский собиратель
П.Аржиле — графику Сальвадора Дали, Н.Д.Лобанов-Ростовский (Лондон) —
эскизы театральных костюмов, выполненные Александром Бенуа и Александрой
Экстер.
Три
музея. Три урока нам. Может быть, самый значительный из них: Россия не
оскудела добрыми людьми. Благотворительность жива, она и выжила-то
потому, что ни на день не иссякала, творясь негромко и незримо, как и
подобает воистину благим делам.
|
|